Что мне дала школа?

У меня появилось некоторое время подумать на разнообразные темы и почему-то я много вспоминала прошлое. В том числе бессмысленность моей школы.
Училась я в трёх школах. В первой я проучилась всего одну четверть. Но за эту четверть меня успела невзлюбить единственная учительница.
От неё у меня остался странный захват ручки пальцами, так как она меня переучивала из левши в правшу,
и крайне пренебрежительно отнеслась к тому, чтобы проверить как я собственно держу карандаши и ручки.
А я и не знала, что это неправильно – я была маленьким ребенком и родителями мне было втолковано, что учителя надо слушаться.
Но своё пренебрежение эта учительница распространила и на моих родителей, плюс “успеваемость” была отвратительная,
поэтому меня в спешном порядке перевели во вторую школу, в которой я проучилась аж до восьмого класса.
В ней я быстро стала отличницей и ко мне подсаживали по очереди всех мальчиков класса, чтобы они учились дисциплине.
Странная затея на самом деле, но ладно.
Класс, в который я попала, учился по какой-то специальной системе, которая требовала много времени и
нас мурижили по огромному количеству предметов, чтобы мы были всесторонне развиты и каждый мог защитить честь школы на многочисленных олимпиадах и конкурсах.
Для школы это может и было плюсом – мы постоянно приносили какие-то призы, но применить полученные знания в жизни, а не на конкурсах, не получалось.
Но обо всём по порядку.
Меня удивляла физкультура. У нас было четыре направления в физкультуре – бег, гимнастика, бассейн, баскетбол.
Должны были быть ещё лыжи, но инвентаря вечно либо не хватало, либо я болела своим хроническим бронхитом всю зиму.
Учителя интересовали только результаты, а не то как мы что-то выполняем. Бегать не умел никто.
Главное было за определенное время пробежать нужное количество кругов. Как дышать, как ставить ноги я узнала уже значительно позже,
потому что самой захотелось попробовать после учёбы в университете.
Плавать так же не умели. Кто как мог, так и преодолевал нужное расстояние. Тем, кто просто тонул,
полагалось держась за пенопластовую дощечку, так же проваландаться нужное расстояние.
В баскетбол играли только те, кто был записан на дополнительные (платные) курсы после школы или те,
кто участвовал в школьной сборной по баскетболу и воллейболу (школа была обязана иметь свою сборную,
чтобы призы получать конечно же) – остальные просто перекидывали мячик друг другу в другом зале в качестве разминки
или сидели смотрели как играют “профи”.
Гимнастику вели всего месяц за всё время моего обучения, говорят, до того момента, как кто-то повредил шею, пытаясь кувыркнуться –
это бы плохо сказалось на репутации школы и поэтому все сделали вид, что никакой гимнастики не было, и даже учителя по гимнастике уволили.
В результате всего этого я могу сказать только то, что физкультура в школе мне не дала абсолютно никаких знаний и умений, даже какую зарядку нужно делать по утрам.

Следующий “удивительный” предмет – география. Олимпиад по географии почему-то никто не устраивал и все занятия сводились к тому,
что учительница рассказывала о своих личных путешествиях. Я б ничего не имела против, если она хотя бы показывала эти места на карте,
но нет – блаблабла, а в качестве домашнего задания возьмите контурную карту и перенесите границы и ресурсы какого-нибудь государства.
Эта же учительница на меня жутко ругалась, когда я испортила атлас (купленный на мои собственные деньги),
зачеркивая во время урока страны, которые не хотела бы посещать. Между прочим выбирала я, читая учебник –
наверняка я получила информации больше, чем от неё.
В последствии я действительно изучала географию путешествиями и могу так же рассказать кому-нибудь урок.
Помогла ли мне в этом школа и рассказы о путешествиях? Мммм, врядли.
Я бы даже сказала, что мне больше пригодились бы знания в разрезе геополитики, а не изучение устаревших карт,
но это большая нагрузка на учителя – нужно знать что происходит в мире и на каждый урок приносить свежую информацию, а не талдычить заученные годами материалы.
Школьная система обучения под это не заточена.

То же касается и истории. Я совершенно ничего не помню из истории, хоть всеобщей, хоть российской.
Хотя мне пришлось её сдавать экзаменами несколько раз и в школе, и на подготовительных курсах, и уже в самом университете.
В общей сложности восемь раз. И какой в этом был смысл? Как минимум меня лично история не интересует, но я знаю много людей, кто ей действительно увлекается.
И ни один из них не слушал на уроках. Всё, что их увлекало, было прочитано вне школьных занятий.
Их интересовало почему события происходили имено в таком порядке и что было затронуто,
а не сухие даты. В моей школе каждый год менялись учителя по истории (и не по разу), менялись учебники (даже с изменением трактовок) – всё это было утомительно.
В итоге – столько времени потрачено впустую.

На счёт чтения – литература и русский язык вроде бы полезные предметы. Но в таких количествах они не нужны.
Кто-нибудь хоть раз полностью осваивал список литературы на лето?
Я действительно люблю читать, но я всеми правдами и неправдами избегала чтения по школьной программе.
Так же не понимаю зачем писать сочинения по заданной теме, которые предполагают свой собственный анализ и выявление личного мнения по вопросу,
чтобы потом получить низкие оценки с формулировками из разряда “это не то, что автор имел в виду”, “нужно было сказать об этом и этом, а не уходить в размышления по этому”,
“неужели у тебя вот это не вызывает вот таких эмоций” и т.д.
И так все мои опусы на отличные оценки превратились в результат компоновки готовых сочинений или анализов
из пяти-шести книг, которые затем даже зачитывали перед классом – “Вот как надо”. Мне было смешно и обидно.
Что касается стихов, то их я никогда не учила, хотя это скорее всего должно было тренировать память –
и это одно из немногих занятий, которое я бы оставила на ответственности школы.
Зато я научилась читать вверх ногами, издали и даже в зеркале – так и сдавала.
А русский язык как предмет давно исчерпал себя судя по всеобъемлющей безграмотности российского интернет-пространства.
Исходя из этого можно сделать вывод, что столько потраченного времени на диктанты и правила совершенно себя не оправдывает.

А что можно вспомнить из курса основ безопасности жизнедеятельности? У меня осталась тетрадочка по ОБЖ.
Она – единственное, что со школьных времен пережило мои многочисленные переезды. Почему? Это 12-листовая тетрадь, в которой заполнены только три крупным почерком.
Там написано, что такое радиация, какие бывают излучения, что такое радиоактивный распад и какие источники излучения существуют.
Как вести себя при чрезвычайной ситуации – неа, как оказать первую медицинскую помощь – да ну что вы,
даже как правильно сделать марлевую повязку или определить размер противогаза, не говоря уж о том как нужно его надевать – “неважные” знания.
Всё остальное время на уроках ОБЖ мы убирали школьную территорию. Мы не знаем как спастись от пожара или выжить в лесу, но зато в любую погоду у школы чисто.

Ещё один предмет, от которого остался минимум информации – экология. Этот урок постоянно заменяли на что-то другое, а под конец обучения
выдали (за счёт учеников естественно) тетради с тестами и вопросами, заполнив которые, все получали оценки за год. У меня, кстати, не отлично почему-то.
Наверное, из-за того, что на вопрос “Как вы избавляетесь от мусора” я ответила “Выношу его”, неправильно поняв, вместо
“уменьшаю его количество – пишу на двух сторонах листа, использую черновики, сдаю бутылки и т.д.”.

Я любила заниматься музыкой. Мне нравилось петь, и я даже смогла выиграть в нескольких мероприятиях и последним моим призом было третье место по композиторству на всероссийском конкурсе.
Но в самой школе не учили даже нотной грамоте. Мою музыку записывали по просьбе на слух, потому что я не могла самостоятельно это сделать (позже я научилась на экспресс-курсах во время обучения в универе).
Единственное, что полагалось на школьных занятиях по музыке – разучивать песни к праздникам, чтобы хором выступать на 9 мая на площади города, поздравлять школу с юбилеями и прочее – помним же, что школа
держит репутацию и её ученики самые музыкальные из всех в городе конечно же.

Раз уж пошла речь о творческих предметах, то ещё один – изобразительное искусство. Но нам разрешали только рисовать. Наши рисунки размещали на выставках и некоторые призы даже
иногда передавали ученикам. Мне, к сожалению, не повезло, и когда я выиграла путевку в Артек, выяснилось, что мои родители не работают на заводе,
который был спонсором поездки, и мой приз отдали другому представителю этой же школы.
Так же жаль, что когда в школу перевели единственную учительницу, которая пыталась объяснить что такое цвет, свет, как его использовать, что такое композиция,
какие виды изобразительного искусства бывают и мы даже начали что-то лепить из глины, этой девушке сделали выгодное предложение по работе и она уехала.
Занятия ИЗО тут же закончились. Совсем.

Мне хорошо запомнилась экономика. Пожалуй, учитель по этому предмету, был единственный, кому я могла бы сказать спасибо.
Помимо основных определений нам давались игровые ситуации, в которых мы должны были понять как устроены рыночные отношения, например, или что такое реклама и как её использовать.
Из-за игрового элемента было интересно, мозги начинали шевелиться, этот же фактор влиял на то, что всё придуманное легко запоминалось.
Да, пожалуй, в таком виде я бы оставила этот предмет в школьной программе и даже бы немного расширила. В этот же период я начала работать промоутером и понимание некоторых
вещей в рекламе мне помогло продвинуться в таком возрасте по карьерной лестнице до рекламного представителя.

Важной частью обучения были разные виды математики. Я уже говорила, что мой класс учился по специальной системе, а точнее ускоренной,
поэтому всё, что мне довелось изучить до шестого класса, в седьмом пошло по второму кругу из-за смены учителей. И да, мне это показалось бесполезным,
но прогуливать было нельзя, так же началась подготовка к очередным математическим тестам.

А такие занятия как по химии, английскому языку, черчению, биологии, физике в своей второй школе для меня были большим расплывшимся пятном.
Учителя старались дать не систематизированные знания, а ответы на задачки и тесты на олимпиадах, на которые меня постоянно отправляли.
И, кстати, в следующей школе я тоже в них участвовала и по этим же предметам, но подход был другой. Сейчас расскажу.

Мой переход в третью школу был связан с переездом в другую часть города. Я даже вздохнула с облегчением, так как переливание из пустого в порожнее
ради ничего не значащих для меня наград очень утомляло. Моё здоровье ухудшилось и я получила освобождение от физкультуры до конца школьного обучения.
Физической форме здесь уделяли много внимания, поэтому у меня освободилось достаточное количество часов для решения домашних заданий, чтобы не тратить время
дома.
Мне “повезло” снова оказаться в техническом классе. Математики здесь было ещё больше и она пошла для меня по третьему кругу.
Учились с 8 утра до 16 часов и математики было не меньше половины этого времени каждый день, включая субботы.
В этот же период начались подготовительные курсы в институт и обязательные занятия для нескольких “избранных” из моего класса в строительном университете,
где в числе прочих предметов тоже была математика и исходя из такого своего опыта могу с уверенностью сказать, что математики до шестого класса
было более чем достаточно для дальнейшего обучения.
Всё, что давали в университете – другой материал, который нужен только тем, кто будет целенаправленно заниматься, например, аналитическими вычислениями.
То есть если выбрал себе такую профессию, связанную с математикой, то учиться ей будешь совершенно по-другому, а кое-чему ещё и заново.
Я действительно очень жалею всё то время, потраченное на алгебру с восьмого класса – мне это не пригодилось ни в каком виде (!), при условии, что
я получила высшее образование финансиста-экономиста.

На втором месте по количеству часов в этой школе была физика. Не знаю как так получилось, но меня выбрали для написания научных работ по физике. Я выступала
на городских и областных научных конференциях, а один труд даже передала “по наследству” после завершения школы одному из своих ассистентов (который успешно защитил его на следующий год).
Само обучение по физике было утомительным и мы записывали буквально всё, что было сказано на уроках – тетради потом собирались и проверялись на наличие нужной информации.
Подход был тяжёлый, но зато не возникало никаких трудностей на олимпиадах – не помнишь формулу, сел – вывел. Я успевала за неделю исписать 96-листовую тетрадь (теория вместе с решениями по всем задачам из учебников).
Думаю, если бы я выбрала физику для своей дальнейшей работы, то успешно бы справилась. Но так как я не выбирала и ни разу даже не хотела,
то весь этот груз тетрадей был выброшен сразу после экзамена.
Может быть стоит интересоваться у учеников чем они хотят заниматься в жизни класса после шестого, чтобы перевести на несколько выбранных предметов?

Химию было интересно послушать, но хорошо, что она быстро закончилась. Учитель добивался, чтобы мы всё запоминали, поэтому выдавал теорию маленькими кусочками,
в конце урока устраивал мини-проверочную, в начале следующего повторная мини-проверочная по прошлому уроку, каждую неделю – большая проверочная по всему пройденному за эту неделю материалу.
Пропускать не удавалось – заболел – будь добр после выздоровления сделать все проверочные на переменах до и после урока.
Жутко, действенно, но бесполезно для жизни. С химией в глобальном смысле моя жизнь никак не связалась.

Черчение мне нравилось тем, что там всё “параллельно и перпендикулярно”. Пространственным мышлением я вроде не обделена, поэтому мне всё давалось легко
и мои работы сдавались по несколько раз теми, кто не понимал почему на чертеже дырка во втулке именно там, где она находится.
Но даже при условии, что мне нравился этот предмет, я всё равно не понимаю зачем его было так много.
Ничего нового нам не давали – мы только из года в год перечерчивали одни и те же детали.

Интересно, кто-нибудь любил в школе биологию и анатомию? Я – нет. Но как минимум анатомию воспринимала как обязательное зло. По-крайней мере именно эти знания
мне пригодились при определении что именно у меня болит. Жаль, что врачи мне не верят и ищут сначала в другом месте. Очень жаль.
На счёт биологии/ботаники не могу сказать, что хоть что-то помню, помимо целого одного раза, когда мы рассматривали лук в микроскоп.
Кроме этого, нас обязали купить набор цветастых тетрадок с тестами и занимательными фактами о животных и растениях, которые мы должны были переписывать в обычные тетради.
Считаю это пустой тратой денег. Хотя бы о ядовитых и полезных грибах рассказали…

Ещё я хотела рассказать об английском языке. Такое ощущение, что каждый год мы начинали его изучать заново. И всё равно безрезультатно.
Одни и те же тексты, неправильное произношение учителя (который так же обучал немецкому языку другие классы), заученные диалоги, монотонно и медленно произносимые,
не способствуют успешному изучению языка. Точно-точно. Что в одной школе, что в другой.
После школы я записывалась на несколько курсов по английскому, успешно получала сертификаты, но представляете –
схема та же – тексты, фразы, которые уже давно никто не использует, жуткое произношение.
Я даже начала думать, что может это со мной что-то не так, но за две недели на Сицилии научилась говорить по-итальянски, потому что выбора не было – никто не говорил ни по-русски, ни по-английски.
Решила, что просто нужно погружение в среду и всё придёт само, даже не нужно будет задумываться какие слова и времена использовать, чтобы тебя поняли.
Опять же жаль потраченного времени в школе.

Итак, про основные предметы я рассказала. Были конечно и другие, но от них в моей памяти из-за неиспользования никаких знаний не осталось.
Да и можно ли это называть знаниями. Дополнительными навыками, которыми должна наградить школа, как мне кажется,могли бы быть навыки социального взаимодействия,
навыки тайм-менеджмента, презентации. Но что же – у меня нет друзей из школы, я даже не пошла на последний звонок и выпускной “попрощаться с людьми, с которыми провела столько времени”;
тайм-менеджменту я научилась на работе, потому что нужно было вместить максимум заданий в минимум времени после школы;
презентации так же с работы рекламного представителя, ещё до того как я начала выступать на конференциях – неужели постоять у доски, мямля какой-то стишок, позволило бы научиться как рассказать менеджеру
по связям с общественностью коммерческого банка о предложении напечатать банковский баланс на развороте в местной газете?

Подводя итог, могу сказать, что в школе главное научиться читать, считать и, как ни странно, никого не слушать.

Может, кто-то получил от школьного образования больше полезного? Расскажите..

2 0

  • Комментариев нет